Официальная группа акционерного общества "Корпорация развития Волгоградской области" в Telegram Перейти

ГЧП

Волгоградская область ежедневно приобретает опыт в применении такой формы взаимодействия с бизнесом, как государственно-частное партнерство.

34 место в рейтинге регионов по уровню развития ГЧП за 2018 год с показателем 50,3%

2017 год

37 место 42%

2016 год

19 место 33,9%

2015 год

48 место 31,3%

2014 год

30 место 40,5%

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из способов развития общественной инфра-структуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.

Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.

С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. Данные отношения строятся на соглашении о государственно-частном партнерстве (СГЧП) или концессионном соглашении (КС), заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.

СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами, рассмотрение, заключение и реализация которых регулируется отдельными федеральными законами. Вместе с тем КС – это одна из форм (моделей) ГЧП.

- ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ГЧП -

Концессионная модель

предусматривающая право государ-ственной (муниципальной) собственно-сти на объект соглашения (Федеральный закон № 115-ФЗ от 21.07.2005 "О концессионных соглаше-ниях") По КС концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением иму-щество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, а также осуществлять дея-тельность с использованием (эксплуата-цией) данного имущества, которое предоставляется ему для этой цели во владение и пользование на определен-ный соглашением срок.

Модель гчп

при которой объект соглашения будет находится в частной собственности (Федеральный закон № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении из-менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") Законом о ГЧП предусмотрена возмож-ность возникновения частной собствен-ности на публичную инфраструктуру. При этом инвестор обязан обеспечивать пол-ное или частичное финансирование созда-ния такой инфраструктуры и эксплуата-цию объекта в соответствии с его целе-вым назначением, которое регистриру-ется в качестве обременения объекта.
- КЛЮЧЕВЫЕ ОТЛИЧИЯ -
  •    • в рамках КС право собственности на объект всегда сохраняется за пуб-личной стороной (концедентом);
  •    • в рамках КС осуществление эксплуа-тации всегда возлагается на концессионера;
  •    в рамках СГЧП осуществление экс-плуатации может быть возложено на публичного партнера;
  •    в рамках СГЧП право собственности на объект соглашения возникает у частного партнера.
- ПРИЕМУЩЕСТВА МЕХАНИЗМА ГЧП -

ДЛЯ ПУБЛИЧНОЙ СТОРОНЫ

  • Возможность привлечь частного инвестора к финансированию создания объекта поз-воляет реализовывать инфраструктурные проекты даже в условиях отсутствия доста-точного объема бюджетных средств без увеличения долговой нагрузки в текущем периоде
  • Возможность объединения в рамках одно-го проекта различных этапов (проектирова-ние, строительство и эксплуатация)
  • Возможность приобретать не объект, а услугу за счет платежей, привязанных к объему и качеству ее оказания, что также способствует развитию конкуренции на рынке социально значимых услуг
  • Возможность использовать ресурсы и ком-петенции частного партнера (концессионе-ра) для оказания социально значимых услуг, повышения их качества и Возмож-ность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных реше-ний, снижающих затраты на этапе удовле-творенности потребителей, привлечения новых технологий
  • Передача части рисков по проекту частному партнеру (концессионеру)
  • Снижение присутствия государства в эко-номике
  • В случае частной инициативы – возмож-ность переложить затраты, связанные с разработкой проекта, на частного инициа-тора проекта и сократить срок отбора инве-стора, а также повысить эффективность управления имущественным комплексом

ДЛЯ ЧАСТНОЙ СТОРОНЫ

  • Закрепление условий взаимодействия с публичной стороной в рамках долгосрочно-го соглашения
  • Возможность получения земельного участ-ка, лесного участка, водного участка и (или) участка (иных водных, лесных и пр.) без торгов для целей реализации СГЧП (СМЧП)
  • Возможность софинансирования проекта публичной стороной, получения дополни-тельных гарантий (в т. ч. минимальной до-ходности)
  • Возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различ-ных решений, снижающих затраты на эта-пе создания или эксплуатации
  • ВПередача части рисков по проекту публич-ному партнеру (концеденту)
  • Закрепление в сферах деятельности, тра-диционно занимаемых государством
  • В случае частной инициативы – возмож-ность самостоятельно проработать структу-ру проекта и предложить проект соглаше-ния, сократить срок заключения соглаше-ния

(8442) 35-23-13, 35-24-01 (с 8:30 до 17:30)

Ответим на ваши вопросы