Ключевые темы Российской недели ГЧП. День 1

28.09.2020
Ключевые темы Российской недели ГЧП. День 1 Сегодня, 28 сентября, стартует VII Инфраструктурный конгресс «Российская неделя ГЧП». Организаторами конгресса выступают Национальный Центр ГЧП и Фонд Росконгресс при активной поддержке и участии ВЭБ.РФ.

Впервые онлайн-трансляция всех мероприятий Российской недели ГЧП доступна на платформе «РОСИНФРА» по ссылке https://rosinfra.ru/p3week

В 10:00 начинаются первые сессии:

Стратегическая сессия «Качественная инфраструктура: как обеспечить баланс между доходностью для инвестора, доступностью для населения и воздействием на окружающую среду»
Открытые дебаты «Эволюция законодательства. Какие перемены ждут рынок до конца года?»
Панельная дискуссия «Вовлечение бизнеса в реализацию национальных проектов: как обеспечить win-win государства и бизнеса»

10:00

Стратегическая сессия «Качественная инфраструктура: как обеспечить баланс между доходностью для инвестора, доступностью для населения и воздействием на окружающую среду»

Павел Селезнев, генеральный директор Национального Центра ГЧП: последние десять лет рынок ГЧП показывает устойчивый рост, не считая «ковидного» периода. Мы сделали в этом году исследование состояния рынка в этом году: в этом году мы упали до показателей 2010 года. Мы надеемся, что все-таки мы вернемся к прежним показателям. На рынке есть частные инвестиции, их больше чем бюджетных, но сейчас пора поговорить о качестве проектов, о качестве создаваемой инфраструктуры. Особенно, когда мы говорим о привлечении иностранных инвестиций. Когда мы говорим о взаимодействии с международными институтами развитиями, о возможностях привлекать их средства, то необходимо, чтобы проекты соответствовали определенным стандартам качества. С ВЭБ.РФ, АЕКОМ, рейтинговыми агентствами мы хотим выработать стандарты качественной инфраструктуры. Еще хотелось бы акцентировать внимание на заявлении вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, что сейчас одним из основных механизмов привлечения инвестиций в инфраструктуру станут инфраструктурные облигации. Приятно, что правительство определяет это как один из ключевых трендов.

Максим Меркулов, управляющий директор ВЭБ.РФ: мы все по-разному понимаем качество. Инфраструктура - это не самоцель, это средство для повышения качества жизни людей, для этого мы ее создаем. Нужно уходить от восприятия, что лучший проект - этот тот проект, который стоит меньше на начальном этапе, на этапе создания. В текущей ситуации мы не имеем возможности создавать некачественные объекты. Оценка нефинансовых рисков стала некой нормой для международных инвесторов. Один из барьеров, который сейчас существует на рынке, - это отсутствие единой методологии, системы оценки, что понимать под качеством. Некий фундамент заложила рабочая группа G20, которая утвердила принципы качественных инфраструктурных инвестиций. ВЭБ.РФ совместно с Национальным Центром ГЧП, АЕКОМ и рейтинговыми агентствами запустил работу по внедрению этих принципов. Недавно мы показали проект системы оценки, это некий инструментарий, который поможет определить риски проекта. Это позволит нам развенчать миф, что устойчивый проект - это дорогой проект.

Открытые дебаты «Эволюция законодательства. Какие перемены ждут рынок ГЧП до конца года?»

Виктор Чудов, начальник отдела развития ГЧП Департамента развития секторов экономики Минэкономразвития: с учетом обсуждений мы доработали законопроект, планируем, что на этой неделе документ внесем в правительство. В первую очередь ключевым положением является вопрос финансового участия публичной стороны. Вторая немаловажная вещь - правовая защищенность частных инвесторов: компенсация затрат на подготовку ЧКИ, уточняются сроки рассмотрения. 2/3 законопроекта посвящено вопросу электронного конкурса. Это сократит временные затраты и, конечно, финансовые. Планируем до конца года принять законопроект. Разногласия с ФАС - возможность полной компенсации расходов частному инвестору, а также разногласия по перечню конкурсных требований.

Максим Ткаченко, исполнительный директор Национального Центра ГЧП: ключевое изменение касается платежного механизма, а именно расчетной формулы 75/5. Коллеги предлагают ограничить размер капитального гранта - 75% от общих затрат на проект. И сделать минимальный срок платы концедента - 5 лет, меньше быть не может. На сегодняшний день в России 148 концессионных проектов на 89 млрд руб. реализуются с капгрантом больше 75 %. Это довольно серьезный пул проектов, большая часть из них в сфере ЖКХ, где просто нельзя было повышать тариф, нужен был просто квалифицированный оператор. Также полтора десятка проектов предполагают плату концедента меньше 5 лет. Сейчас такого рода проекты ставятся не то, что под удар, сколько под удорожание. Искусственным образом мы повышаем стоимость проектов на 5%. Сама логика приемлемая. Нам кажется правильным формула 85/3 - 85% максимальный грант, предельный минимальный срок для платы концедента - 3 года. Можем имеет смысл ограничить срок концессионного соглашения и не трогать срок платы концедента.

Алексей Чичканов, первый вице-президент Газпромбанка: самые принципиальные поправки, которые рынок ждет, - это поправки по платежному механизму. Важно приведение в порядок терминологической базы. Теперь формулировка достаточно четкая и соответствует мировым трендам. Также важно уточнить, что включает в себя плата концедента. Что касается формулы 75/5, то, как компромисс, цифра не такая ужасная. Но получается, что часть концессий не может быть реализована. Еще один момент, который незаслуженно забыт, - аналогичные поправки необходимы в 224-ФЗ, чтобы не было расхождений и досужих размышлений по трактовкам.

Евгений Дружинин, главный юрисконсульт ПАО Сбербанк: для банков, как и для других участников рынка, чем больше проектов, тем лучше. И необходимо обсуждать не вопрос размера платы, а необходимости таких проектов. Мы видим большой спрос регионов на проекты, которые полностью окупаются за счет платы государства. Почему бы такому механизму не существовать? Относительно других правок, я бы не до конца согласился с необходимостью правок в закон о ГЧП (224-ФЗ). Нам не совсем понятно, зачем нужен этот закон, для каких проектов.

Анатолий Суходолов, директор по юридическим вопросам ВТБ Инфраструктурный Холдинг: в этом дискуссии с ФАС мы поддерживаем позицию рынка. При введении ограничений на плату концедента и капгрант невозможно будет реализовать два вида проектов. Это социально ориентированные проекты и проекты, где есть высокий риск спроса. Группа ВТБ реализует такие проекты - это участки 7 и 8 автодороги М-11. Такого рода проекты станут невозможны без 100% компенсации.

Панельная дискуссия «Вовлечение бизнеса в реализацию национальных проектов: как обеспечить win-win государства и бизнеса»

Софья Малявина, генеральный директор АНО «Национальные приоритеты»: согласно опросу, проведенному совместно с Минэкономразвития, 340 компаний из различных сфер, почти 30% респондентов знают о национальных целях. Лучше всех знают о национальных целях крупные и средние предприятия. Почти 90% респондентов разделяют национальные цели. Мы считаем, что это хорошее начало. Очень важный момент, 58% считают свою организацию участником нацпроектов. 80% из опрошенных хотят принять участие в реализации нацпроектов.

В 12:30 начнется пленарная сессия «Инфраструктура для людей: как привлечение частных инвестиций меняет качество жизни в регионах и городах».

Марат Хуснуллин, вице-премьер: Развитие ГЧП – одна из самых приоритетных задач правительства. На каждый 1 рублю бюджета мы должны максимально привлекать внебюджетных источников финансирования. Я приведу простые цифры. Если говорить о строительстве жилья, то мы ставим себе задачу выйти на показатель - 120 млн кв. м. жилья в год, это 0,82 м на человека. Всего в планах правительства построить более 1 млрд кв. м жилья. Ни за какие бюджетные деньги невозможно.

Программа строительства жилья повлечет необходимость создания дорог. Сейчас в этой сфере не хватает участия бизнеса. У нас есть платные дороги, но их доля ничтожна мала. Мы ставим себе задачу на ближайшие два года по привлечению порядка 500 млрд. руб. на развитие крупных инфраструктурных проектов по комплексному развитию территорий. Еще порядка 500 млрд. планируется привлечь с рынка на строительство дорог. Здесь будет большая роль и банков, в том числе и государственных. Значимая роль отводится Внешэкономбанку как институту развития.

Очень важно работать в части развития жилищно-коммунального комплекса. Эта сфера зарегулирована тарифами. И мы всегда находимся на развилке: с одной стороны, надо привлекать деньги и давать возможность вкладывать внебюджетные средства. С другой стороны, мы понимаем, что это повлияет на тарифы для населения, для промышленности, для других отраслей экономики. Считаю, что эту тему надо решать в рамках ГЧП, особенно в части водоснабжения и водоотведения.

Также наиболее перспективной темой является внедрение BIM-технологий. Мы должны перейти на цифровую систему управления. Это позволит снизить себестоимость на 20% по отдельным видам стройки.

Илья Торосов, заместитель министра экономического развития России: сейчас, когда экономика страны начала оживать, необходимо помочь ей более быстро восстановиться. Здесь особое внимание уделяется вопросу привлечения инвестиций. В условиях, когда сохраняется ограниченность бюджетных ресурсов, достичь национальной цели по повышению уровня жизни без привлечения внебюджетных инвестиций не получится. Поэтому сейчас идет большая работа по запуску нового инвестиционного цикла. Расшиваются узкие места по уже имеющимся механизмам – ГЧП, специальные инвестиционные районы. Появляются новые механизмы – СЗПК.

Во всем мире ГЧП – одна из самых востребованных и юридически защищенных для инвесторов форм вложения в инфраструктуру. За последние 10 лет российский рынок ГЧП вырос в 30 раз, но мы еще видим большой потенциал для роста. На сегодняшний момент объем законтрактованных инвестиций по концессионным соглашениям составляет всего 1,6% от ВВП. В Великобритании этот показатель равняется 6,6% ВВП.

Что мешает развитию механизма в России: это и нехватка структурированных проектов, готовых к финансированию, и опасения инвесторов касательно возвратности их вложений, и неудачная судебная практика, к сожалению, являющаяся следствием неоднозначности отдельных положений законодательства.

На этой неделе мы отправим законопроект, который разошьет эти узкие места сферы ГЧП. Рассчитываем, что эти решения значительно повысят инвестиционную активность, защиту интересов инвесторов. По оценке экспертов, этот законопроект позволит запустить новые ГЧП-проекты на больше чем на 1 трлн руб.

Иннокентий Алафинов, заместитель министра транспорта России: идет переформатирование комплексного плана, оставляем только те проекты, которые реально могут быть реализованы до 2024 года. Это и морские порты, и региональные аэропорты, новое направление на восток автомобильных дорог, восточный полигон, северо-западное направление железнодорожное. Общий объем частного финансирования по эти проектам порядка 2,3 трлн. рублей в период 2021-2024 года.

Игорь Шувалов, председатель ВЭБ.РФ: Работать по модели партнёрства – всегда сложнее. Но мы в ВЭБе верим, что большой успех возможен только в партнёрстве. Мы изменили свою бизнес- модель и не конкурируем по ставке с коммерческими банками. Вместо этого мы формируем с ними партнёрства – запустили Фабрику проектного финансирования, организуем синдицированное кредитование. Мы занялись темой модернизации 100 городов России. Открыты для работы со всеми, кто хочет реализовать ГЧП-проекты и инвестировать в развитие школ, больниц, общественного транспорта, чистой воды. По новой бизнес-модели планируем профинансировать проекты на сумму порядка 10 трлн руб.

Александр Бречалов, глава Удмуртии: для нас ГЧП - это возможность реализовывать инфраструктурные проекты в экономике. И речь не только о деньгах, но и о компетенциях. Удмуртия готова реализовывать массу проектов в сфере ГЧП. Инвестор, который приводит деньги в проект, еще и помогает нам: или берет на себя управление, или участвует в совместной работе. Мы должны искать новые инструменты и возможности развития. Теоретически, средства нацпроектов можно использовать в том числе в проектах ГЧП. Но технико- юридически это практически невозможно. При этом есть классный опыт у Фонда развития моногородов. Мы вкладывали вместе с Фондом развития моногородов средства в инфраструктуру, туда, где будут новые рабочие места и новые производства. И на конкретном примере видно- вложенная государством копейка дает рост налоговых отчислений. Если подобный опыт транслировать на нацпроекты, ГЧП получит очень серьезный импульс для развития.

Источник: РОСИНФРА


+7(937)730-95-30 (с 8:30 до 17:30)

Ответим на ваши вопросы