Официальная группа акционерного общества "Корпорация развития Волгоградской области" в Telegram Перейти

Ключевые темы Российской недели ГЧП. День 2

29.09.2020
Ключевые темы Российской недели ГЧП. День 2 Сегодня, 29 сентября, стартует второй день VII Инфраструктурного конгресса «Российская неделя ГЧП». Организаторами конгресса выступают Национальный Центр ГЧП и Фонд Росконгресс при активной поддержке и участии ВЭБ.РФ.

В 10:00 стартуют следующие сессии:

Пленарная дискуссия «Госзакупка невозможна концессия! Расставляем знаки препинания в классической дилемме развития инфраструктуры»
Панельная дискуссия «Концессии на рынке ЖКХ: успехи, трудности, ограничения»
Стратегическая сессия «Частные инвестиции в «Цифровую экономику». Подходы к проектам с учетом отраслевой специфики»
Пленарная дискуссия «Госзакупка невозможна концессия! Расставляем знаки препинания в классической дилемме развития инфраструктуры»

Олег Панкратов, генеральный директор ВТБ Инфраструктурный Холдинг: тема эта вечная, о котором много дискутируется не только в России, но и за рубежом. Все знают, что ГЧП обладает огромными плюсами, среди них - доступ к финансированию, государства получает средства на свои проекты. Также есть статистика, которая показывает, что проект ГЧП чаще завершаются в срок. Кроме того, проекты ГЧП позволяют государству передать риск. Однако все ли риски можно передать частному инвестору. При этом частный долг всегда дороже государственного. Чтобы запустить проект ГЧП требуется больше времени, чем для госзакупки. Сегодня мы сосредоточимся на транспортной инфраструктуре. Это безусловный приоритет для государства с точки зрения развития. Для начала хочу спросить каждого выступающего «А где бы вы поставили знак препинания?».

Георгий Чичерин, заместитель председателя правления по инвестициям и стратегическому планированию госкомпании «Автодор»: однозначного ответа быть не может. Здесь надо исходить из того, что все инфраструктурные проекты капиталоемкие, и на стадии создания невозможно структурировать сделку таким образом, чтобы она окупилась за счет внебюджетных источников. С другой стороны, когда мы говорим о государственных проектах, то мы теряем те самые положительные элементы, которые есть в ГЧП-проектах. Мы разгружаем бюджет в долгосрочной перспективе. Каждый проект должен быть рассмотрен в отдельности, оправдано ли там применение ГЧП. Госкомпания использует широкий инструментарий финансирования проектов. В ближайших планах у нас есть выпуск инфраструктурных облигаций, мы обсуждаем эти механизмы с Минэкономразвития и Минфином, рассматриваем выпуск вечных облигаций по примеру РЖД. При этом мы безусловно смотрим на концессионные соглашения, на долгосрочные инвестиционные соглашения.

Альберт Еганян, председатель совета InfraOne: если коротко, то мои предпочтения - «Госзакупка невозможна, концессия». Проблема нашей страны, что не существует сегрегации проектов, борются два лагеря. В других странах этой проблемы нет вообще. Там водораздел проходит по линии «типы проектов». В связи с этим у нас регуляторы не видят этой границы.

Артем Барашев, правительство Москвы: сложно поставить знак препинания. В Москве применяются собственные формы и промежуточные формы между госзакупкой и ГЧП. Самый распространенный контракт у нас - это контракты жизненного цикла. Я бы выбрал «золотую середину», выбирать формат в зависимости от проекта. С точки зрения инвестиций, то я больше склоняюсь к концессии, но пока мы больше тяготеем к госзакупке в Москве.

Панельная дискуссия «Концессии на рынке ЖКХ: успехи, трудности, ограничения»

Илья Мосенко, руководитель направления Центра ГЧП ПАО Сбербанк: на сегодняшний день ни один проект ЖКХ не свалился в банкротство, во многом благодаря ответственному отношению населения и концессионера к этому вопросу. На 2019 год нами было профинансировано порядка 40 проектов на более чем на 12,5 млрд руб. По итогам трех кварталов 2020 года - 19 проектов на 1,7 млрд руб. Действительно, рынок сократился. В этом году мы уже дважды поменяли коробочные решения в теплоснабжении. Также мы готовим конструктор концессий в ЖКХ, чтобы упростить запуск проектов. Мы сейчас предлагаем не только коробочные решения, все зависит от проекта.

Александр Федяков, заместитель начальника Управления регулирования в сфере ЖКХ ФАС России: концессионное законодательство активно развивается, сегодня оно защищает интересы и потребителя, и концессионера. Все тарифы были утверждены в прошлом году. В прошлом году мы приняли постановление правительства. Субъект сам определяет предложения. Поэтому в ряде субъектов мы даем одни коэффициенты, в других - другие. Из-за пандемии у нас не было никаких жалоб по тарифам, правового основания не было для этого. Надо посмотреть, что будет на следующий год.

Стратегическая сессия «Частные инвестиции в «Цифровую экономику». Подходы к проектам с учетом отраслевой специфики»

Надежда Кострюкова, руководитель Центр развития инвестиций и ГЧП в Цифровой экономике ФГБУ «НИИ «ВОСХОД»: не так давно Минкомсвязи озвучило, что только на федеральном уровне планируется 35 проектов, которые могут быть реализованы в формате ГЧП. Безусловно тот тренд, указанный президентом, - на увеличение инвестиций в цифровую экономику будет способствовать появлению большего числа проектов.

Алексей Карапузов, заместитель директора Департамента развития архитектуры и координации информатизации Минцифры: мы здесь как министерство поддерживаем эти инициативы и содействуем их запуску. Наш показатель, который мы ставим для себя, - 1 комплексного ГЧП в год. В законодательстве мы урегулировали запуск ГИСов в рамках концессионных соглашений. Нам необходимо выработать порядок экспертизы таких проектов.

В 12:30 стартовали следующие сессии:

Стратегическая сессия «Проектный офис по ГЧП»
Стратегическая сессия «Пассажирский транспорт как основа городского развития»
Панельная дискуссия «Умные города: от создания отдельных объектов инфраструктуры к комплексным решениям»
Стратегическая сессия «Проектный офис по ГЧП»

Максим Ткаченко, исполнительный директор Национального Центра ГЧП: Мы придерживаемся идеологии, что большая часть проблем проектов ГЧП формируется на ранней стадии. Не умеет, к сожалению, публичная сторона массово воспроизводить эти проекты. От идеи переходить к концепции. Это проблема и федерального, и муниципального уровня. Мы решили взять ситуацию в свои руки и совместно с ВЭБом предложить безвозмездную помощь в этом деле.

Стратегическая сессия «Пассажирский транспорт как основа городского развития»

Александр Кондрашов, заместитель генерального директора ВЭБ-лизинг: я хотел бы затронуть еще один аспект. Тематика инвестиций и необходимость модернизации общественного транспорта укоренилась в головах чиновников, инвестбанкиров. Несмотря на возросшее внимание и громкую повестку в сфере общественного транспорта, в стране все еще один концессионных проект в этой сфере. И до сих пор нет второго проекта, где бы пошли инвестиционные затраты.

Сергей Окутин, директор ООО «Транспортная концессионная компания»: начинали мы проект по одной объективной причине. вся отрасль общественного транспорта крайне изношена. В нашем случае шла речь о комплексной модернизации инфраструктуры. Был выбран Красногвардейский район Санкт-Петербурга. В этом районе была единственная станция метро, которая оставалась центром тяготения для всех жителей. Было заключено прямое соглашение между инвестором и городом для выпуска облигаций. Получилась новая трамвайная сеть «Чижик». После запуска пассажиропоток на 4-х направлениях вырос почти в два раза. Пассажир начал голосовать рублем за наш проект. Потому что мы повысили скорость доставки и повысили комфорт.

Панельная дискуссия «Умные города: от создания отдельных объектов инфраструктуры к комплексным решениям»

Дмитрий Гуртов, директор департамента государственных программ и проектов ПАО «МТС»: мы уже привыкли к термину «умный город», но каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Очевидно, что определенные вызовы управления территорий подтолкнули к работе по этому направлению. Подобного рода вызовы побудили активную дискуссию по «умным городам». Обычно речь идет в контексте вопросов управления городской инфраструктуры и повышения эффективности удовлетворения нужд резидентов. Российские города демонстрируют интерес к этой тематике, но назвать их абсолютно готовыми нельзя. Отдельные проекты, отдельные сервисы, точечные комплексные инициативы реализуются пока на уровне отдельных районов. 93% рынка - это Москва, 2% - это Санкт-Петербург, 5% - это остальные города. С точки зрения функциональных групп: 45% - безопасность, 30% - ИТС, 20% - энергоэффективность. При этом когда говорим об инвестициях, в «умном городе» речь идет об увеличении доли частных средств для решения все большего количества мероприятий.

Елена Семенова, координатор проекта «Умный город» Минстроя России, заместитель директора ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России»: основная цель нашего проекта - повысить качество жизни людей с помощью цифровых технологий. За счет средств бюджета сложно построить «умные города», поэтому нужно привлекать частные инвестиции. Но они сталкиваются с проблемами. Это нежелание муниципалитетов, отсутствие необходимых компетенций.

Надежда Кострюкова, руководитель Центр развития инвестиций и ГЧП в Цифровой экономике ФГБУ «НИИ «ВОСХОД»: два года назад были приняты поправки, которые позволили создавать IT-проекты в рамках концессий и ГЧП. Основные источники: это средства бюджета, это плата пользователей, это коммерческая прибыль (реклама и иные услуги), за счет средств бюджета и платы потребителей, а также иные источники (гранты, субсидии, венчурные фонды, межбюджетные трансферты и т.д.).

В 15:00 стартуют заключительные сессии второго дня:

Стратегическая сессия «Железнодорожные концессии – от единичных проектов к масштабированию»
Открытая дискуссия «Федеральная схема как план развития отрасли обращения с ТКО»
«Интеллектуальные системы на дорогах: как подготовить региональную инфраструктуру к цифровизации»
Открытая дискуссия «Федеральная схема как план развития отрасли обращения с ТКО»

Алексей Макрушин, заместитель генерального директора ППК «Российский экологический оператор» по вопросам аналитического сопровождения: большая часть регионов перешла на новую систему обращения с отходами, были выбраны региональные операторы. У нас есть некоторое количество регионов, которые частично перешли. Мы можем сказать, что реформа состоялась, можем подводить предварительные итоги. Если говорить о масштабе отрасли, выручка 190 млрд руб. по году, но по факту региональные операторы собирают платежей меньше. Мы имеем дело с колебаниями платежей. Спасибо правительству, что поддержали операторов в нужный момент. 9 млрд руб. были отправлены на поддержку для недопущения мусорных коллапсов. В целом по стране находится под контролем. На текущий момент мы имеем дело все-таки с локальными проблемами. У нас есть провал по части реализации инвестиционных проектов.

Стратегическая сессия «Железнодорожные концессии – от единичных проектов к масштабированию»

Иван Григорович, генеральный директор АО «ИК «РЖД-Инвест»: возможность интеграции в городскую транспортную среду железнодорожной инфраструктуры. Если в Москве мы имеем такие проекты, то в субъектах с этим посложнее. Точка схода - это транспортно-пересадочные узлы. На самом деле ни один формат не предполагает, что можно построить вокзал или ТПУ с приемлемым риском для инвесторов и получить инфраструктуру, которая нужна городу.

Панельная дискуссия «Интеллектуальные системы на дорогах»

Андрей Ионин, главный аналитик Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика»: речь идет не вообще об ИТС, а о регионах, как это запустить на региональном уровне. Главным является то, чтобы те решения, которые реализуются на федеральном уровне, в Москве, перенести в регионы. Чтобы сделать внедрение ИТС более быстрым и сэкономить деньги. ГЧП предполагает, что есть два субъекта с разными интересами - бизнес и государство. Так в чем же их общий интерес. Какие роли государство и бизнес должны играть, кто за что будет отвечать.

Источник: РОСИНФРА


(8442) 35-23-13, 35-24-01 (с 8:30 до 17:30)

Ответим на ваши вопросы