Официальная группа акционерного общества "Корпорация развития Волгоградской области" в Telegram Перейти

Ключевые направления развития транспортной инфраструктуры России обсудили на Российской неделе ГЧП

30.09.2020
Ключевые направления развития транспортной инфраструктуры России обсудили на Российской неделе ГЧП Дилемма выбора между традиционным государственным контрактом и концессией для создания транспортных инфраструктурных объектов стала одной из основных тем второго дня Российской недели ГЧП.

«Государственно-частное партнерство обладает огромными плюсами. Например, это доступ к финансированию, когда государство может финансировать проекты за счет частных кредитов, средств частных инвесторов. Статистика говорит, что строительство объектов в рамках ГЧП завершается в срок и в рамках запланированного бюджета. Кроме того, ГЧП позволяет государству передать риски. Однако не все риски можно передать частному инвестору. При этом частный долг всегда дороже государственного. К тому же, чтобы запустить проект ГЧП требуется больше времени, чем для традиционной госзакупки», - отметил генеральный директор ВТБ Инфраструктурный холдинг Олег Панкратов в рамках пленарной дискуссии.

Большинство участников сессии согласились, что не может быть единственного правильного выбора между концессионным механизмом и традиционной госзакупкой, необходимо анализировать потребности публичной стороны, сами проекты и условия, в которых они будут реализовываться, а также интересы самих инвесторов. При этом традиционно в России преобладает логика госзаказа. По мнению рынка, необходимо создавать стимулы, чтобы популяризировать альтернативные инструменты финансирования, в частности, концессию.

«Проблема нашей страны, что не существует сегрегации проектов, борются два противоположных лагеря: одни говорят «концессия, невозможна госзакупка», другие – «концессия невозможна, госзакупка». В других странах этой проблемы нет вообще. Там водораздел проходит не по линии «господряд – инвестиционный проект», а проходит по линии «типы проектов». В связи с этим у нас регуляторы не видят разницы между механизмами. Ведь концессия – это разновидность проектного финансирования, там свои правила, она не похоже на госконтракт», - подчеркнул председатель совета InfraOne Альберт Еганян.

И если применение механизмов ГЧП при создании автомобильных дорог имеет достаточно обширную практику, то в строительстве железнодорожных объектов и интеграции их в общую транспортную инфраструктуру городов чаще всего используются средства ОАО «РЖД» или госбюджетов. Как отметил в ходе отраслевой сессии генеральный директор РЖД-Инвест Иван Григорович, вокруг ТПУ много проблем и противоречий: это и ограничения на создание подобных объектов, сложность в окупаемости, экологические ограничения. «При этом в чистом виде ни один из форматов соглашений не позволяет построить вокзал или пересадочный узел с приемлемым риском и доходностью для инвесторов и получить необходимую инфраструктуру», - добавил он. Что касается создания ж/д инфраструктуры необщего пользования, например, к ОЭЗ и промпаркам, то, по мнению Григоровича, хорошим механизмов является уже отработанный механизм концессионных соглашений с региональными администрациями.

Несмотря на то, что тема модернизации общественного транспорта сейчас на пике актуальности, большинство регионов все равно тяготеют к логике госзаказа. В России реализуются лишь единичные проекты с участием частных инвесторов. Участники профильной дискуссии подняли вопросы комплексного развития общественного транспорта в городах, привлечения бизнеса в эту сферу и эффективности предлагаемых на рынке инструментов финансирования. Отдельной темой конгресса стало развитие транспортной инфраструктуры с помощью внедрения цифровых технологий, в частности, создание интеллектуальных транспортных систем. Главными вопросами в этой области остается тиражирование успешных федеральных практик, в том числе опыта Москвы, и привлечение бизнеса в такие проекты, а также поиск баланса интересов между частной стороной и государством.

Российская неделя ГЧП проходит в Москве с 28 сентября по 1 октября. Организаторами мероприятия выступают Национальный Центр ГЧП (входит в группу ВЭБ.РФ) и Фонд Росконгресс. Генеральный партнер конгресса — Сбербанк. Стратегический партнер — ВТБ Инфраструктурный холдинг. Официальный партнер — InfraOne. Специальный партнер — группа компаний «Просвещение». Также в числе партнеров: МТС, Spectrum, Dentons, Renaissance Construction, RWM Capital, Herbert Smith Freehills, PwC, Squire Patton Boggs.

Источник: РОСИНФРА


(8442) 35-23-13, 35-24-01 (с 8:30 до 17:30)

Ответим на ваши вопросы